МАЭПП

Международная Ассоциация Экспертов в области Психологии и Права

+7 (499) 706-00-92
Назад

О компетенциях специалиста психолога-педагога в уголовном процессе

03.04.2023

Погребская С.А.

юридический психолог и медиатор,

член Международной Ассоциации Экспертов

в области Психологии и Права

 

О компетенциях специалиста психолога - педагога

в уголовном процессе

 

Аннотация. В данной статье уделено внимание нормативному регулированию вопросов относительно компетенций психолога–педагога, участвующего в качестве специалиста в следственных действиях с участием несовершеннолетнего в порядке ст. 191 УПК РФ. Обозначены риски порочности доказательств при проведении следственных действий с участием некомпетентных лиц. Данные разъяснения могут быть полезны при проверке документов психологов-педагогов, привлекаемых к участию в процессуальных действиях по уголовным делам.

Ключевые слова: психолог-педагог в уголовном процессе, заключение специалиста психолога, профессиональный стандарт психолога-педагога.

 

Уголовно-процессуальный закон предусматривает особенности  проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего лица (свидетеля, потерпевшего, обвиняемого).

Так, в силу положений части 1 статьи 191 УПК РФ при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

На практике следственные органы сталкиваются с необходимостью проверки квалификации специалиста психолога-педагога. Имеются случаи, когда проверка компетенций, в силу отсутствия специальных познаний у следователей, может проводиться поверхностно и формально.

Так, в одном из уголовных дел в подтверждение своих компетенций психолог-педагог приобщил диплом о прохождении переподготовки на годовом курсе «практического психолога». При этом профильное высшее психологическое, либо педагогическое образование у специалиста отсутствовало. Следственным органов не исследован вопрос о наличии высшего образования у специалиста в принципе.

Диплом о переподготовке в качестве психолога принят следственным органом в качестве основного и единственного документа подтверждающего высшее профильное образование специалиста. При этом проверка компетенций специалиста следователем проведена после проведения следственных действий – допроса несовершеннолетнего лица.

Этот же психолог-педагог подготовил и передал в следственный орган заключение о психологической диагностике несовершеннолетнего. Рецензирование данного заключения показало многочисленные нарушения в используемых методиках. Из заключения следовало, что данный психолог в рамках диагностики единолично и самостоятельно собирал сведения по обстоятельствам дела у несовершеннолетнего, минуя процедуры допросов. Выводы психолога в заключении о достоверности показаний несовершеннолетнего лица выходили за рамки его компетенции.

Описанный случай подтверждает необходимость проведения разъяснительных мероприятий для следственных органов и судов, а также адвокатских сообществ по вопросу проверки компетенций специалистов психологов-педагогов.

Важно подчеркнуть, что процесс привлечения специалистов для участия в уголовном деле предполагает обращение следственных органов в специализированные организации, имеющие в составе соответствующие кадров психологов. Таким образом, данные организации несут ответственность за направление в уголовный процесс некомпетентных специалистов.

В настоящей статье предлагается краткий анализ нормативного регулирования, который может послужить «шпаргалкой» для правоохранительных органов, судов и адвокатских образований при проверке компетенций специалиста психолога-педагога.

В соответствии со ст. 195.1. Трудового кодекса РФ определено, что квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Регламентировано, что профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональный стандарт психолога-педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 года № 514н, определяет в том числе вопросы компетенций специалиста психолого-педагогического сопровождения и диагностики несовершеннолетних в уголовных делах.

В данном профстандарте для психолога-педагога предусмотрен 7-й уровень квалификации. Согласно данному профстандарту определены требования к профессиональному образованию и обучению психолога-педагога - высшее образование по профильным направлениям.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 №148н  закреплено, что уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника. Согласно данному приказу 7-й уровень квалификации предусматривает наличие высшего образования не ниже магистратуры и специалитета.

Считаем должным предупредить участников уголовного процесса, что в силу п. 1 ч. 1, ч. 4, 7, п. 1 ч. 10 ст. 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ диплом о переподготовке психолога не является документом о высшем психологическом образовании и не предоставляет ему возможности получить статус специалиста в уголовном деле.

Отметим, что одним из признаков компетентности специалиста может служить его активное участие в профессиональных сообществах.

Примером такого сообщества служит Международная Ассоциация Экспертов в области Психологии и Права (МАЭПП) на базе Юридического факультета МГУ.

Все члены МАЭПП проходят проверку должной компетентности. Дополнительно члены МАЭПП имеют возможность регулярно повышать квалификацию на базе высших учебных заведений.

Кроме того, обмен опытом и дискуссии на актуальные темы в рамках круглых столов позволяет специалистам МАЭПП оттачивать свои профессиональные навыки и быть в курсе изменений законодательства, современных методик и научных разработок.

Дьякова Наталия Владимировна, кандидат психологических наук, член правления МАЭПП и координатор программы «Судебная психологическая экспертиза» при повышении квалификации судебных психологов подробно раскрывает вопросы о границах профессиональной компетенции психолога (привлекаемого в дело в качестве специалиста, либо эксперта), акцентируя внимание слушателей на «недопустимости в психологических заключениях выводов о достоверности показаний, а также использования неапробированных методик и т.д».

На семинаре для судебных психологов «Прикладные методы психологии в расследовании уголовных дел» Каменев Игорь Иванович, полковник юстиции, руководитель третьего отдела криминалистического сопровождения следствия ТКУ ГУ Главного управления криминалистики Следственного комитета России подчеркивает, что «участие психолога-педагога без высшего профильного образования нарушает нормы УПК РФ и права несовершеннолетнего лица, создает риски порочности доказательств».

Как справедливо отмечает член правления МАЭПП, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики Комаров Игорь Михайлович в рамках программы повышения квалификации «Судебная психологическая экспертиза», реализуемой на базе Юридического факультета МГУ, «в случаях, когда компетенция специалиста психолога-педагога, участвующего в качестве специалиста по ст.191 УПК РФ, вызывает обоснованные сомнения участники процесса вправе ставить вопрос перед судом о признании доказательства недопустимым в порядке ст.75 УПК РФ».

Опираясь на положения статьи 75 УПК РФ отмечаем, что доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального закона, являются недопустимыми. Как известно недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу судебного решения.

В пункте 13 Постановления от 19.12.2017 № 51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что доказательства признаются недопустимыми, если были допущены существенные нарушения установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

Резюмируя данный краткий аналитический материал необходимо отметить о целесообразности просветительской работы для органов следствия и судов в части применения специальных психологических познаний.

Комплексный и интегративный подход в расследовании уголовных дел позволит предотвратить риски принятия незаконных и необоснованных процессуальных решений.